Учебный план 2022-2023 учебный год

1.Общие положения
1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
1.2.Учебный план общеобразовательной организации, реализующей основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общегообразования сформирован в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от06.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» с
учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. №1241, 2017г. (далее - ФГОС начального общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ
от31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от17.12.2010г. №1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от
31.05.2021г. №287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общегообразования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от17.05 .2012 №413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. (далее - ФГОС среднего общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начальногообщего, основного общего и среднего общего образования,

утвержденногоприказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013
№1015;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию
приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программначального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденногоприказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 №345;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которыедопускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образованияи науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 №189(далее СанПин 2.4.2.2821-10);
- Уставом МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д. Байтемирова».
1.3.Учебный план является частью образовательной программы
общеобразовательной организации. Общеобразовательная организация разработала
образовательные программы всоответствии с ФГОС начального общего, основного
общего образования, среднего общего образования и с учетомпримерных основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
Учебный план общеобразовательной организации на 2022/2023 учебный год
обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса,установленных СанПиН 2.4.2. 2821-10, и предусматривает:
- 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ
начальногообщего образования для I-IV классов;
- 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ
основногообщего образования для V-IX классов;
- 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднегообщего
образования для X-XI классов.
1.4.Учебный год в образовательной организации начинается 01.09.2020 года.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не
превышает величинунедельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
2.4.2.2821-10. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в
течение учебнойнедели.

Расписание уроков составляется для обязательных занятий, занятий повнеурочной
деятельности. Занятия по внеурочной деятельности планируются на дни
снаименьшим количеством обязательных уроков.
Общий объем нагрузки в течение дня не превышает:
- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один день в неделю 5 уроков за счет
урокафизической культуры;
-для обучающихся 2-4 классов - 4 уроков и два дня в неделю 6 уроков за счет
урокафизической культуры;
- для обучающихся 5-9 классов - не более 6 уроков;
-для обучающихся 10-11 классов - не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
- во П-Ш классах - 1,5 ч.,
- в IV-V классах - 2 ч.,
- в VI-VIII классах - 2,5 ч.,
- в 1X-XI классах - до 3,5 ч.
1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением
следующихдополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую
смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по
35минут каждый, в январе - мае – по 4 урока по 40- 45 минут каждый);
- организация в середине учебного дня динамической паузы с продолжительностью
неменее 40 минут в сентябре - октябре;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);
- уроки физкультуры проводиться в адаптационный период последними уроками.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
осуществляетсяследующим образом. В сентябре – октябре четвертый урок и один
раз в неделю пятый урок (всего 45 уроков) проводятся в нетрадиционной форме:
целевые прогулки, экскурсии, уроки – театрализации, уроки-игры. Содержание
нетрадиционных уроков направлено наразвитие и совершенствование движения
обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с
рабочими программами учителей рамках учебного плана следующим образом: 23
урока физической культуры и 22 урока по другим учебнымпредметам, в том числе:
в нетрадиционной форме, которые проводятся последними уроками (4-5 экскурсий
по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6
нетрадиционных занятий по технологии, 3-4 уроков-театрализаций помузыке, 5-6
уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка
илитературного чтения).
В образовательной организации устанавливается следующий режим работы в
соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10:

-в II-XI классах – шестидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
согласно
СанПиН 2.4.2.2821-10);
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии
с образовательной программой общеобразовательной организации осуществляется
деление классов на две группы:
- при реализации основных общеобразовательных программ начального общего
образования при проведении учебных занятий по родному языку (1-4 классы),
иностранному языку (2-4 классы) при наполняемости классов 20 иболее человек.
- при реализации основных общеобразовательных программ основного общего
образования при проведении учебных занятий по родному языку (5-9 классы),
иностранному языку (5-9 классы), технологии (5-9 классы), информатике, физике и
химии во время проведения практических занятий (7-9 классы) при наполняемости
классов 25 и более человек.
- при реализации основных общеобразовательных программ среднего
общегообразования при проведении учебных занятий по родному языку,
иностранному языку, технологии, физической культуре, при изучении элективных
учебных предметов, информатике, физике и химии во время проведения
практических занятий при наполняемости классов 25 и более человек.
1.7. Общеобразовательная организация для использования при
реализацииобразовательных программ выбирала:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 №345);
-учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования
(приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 №699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ; не менее одного учебника в печатной и (или)
электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы

учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,
входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений,
учебного плана основных общеобразовательныхпрограмм;
1.8. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом
количества часовпо учебным планам, рабочим программам учебных предметов,
образовательнымпрограммам в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601.
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной
организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников
устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата
труда педагогических работников, ведущих занятия врамках внеурочной
деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника.
(1,5 классы)

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебный план МБОУ «Тамазатюбинская СОШ им. А.Д. Байтемирова»,
реализующий основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, формируются в соответствии с
требованиями:
1.
2.
3.

4.

5.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-ФЗ (в действующей редакции).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 №124 – ФЗ (в действующей редакции).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам–образовательным, программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021
N 64100).
Письмо Министерства образования и наукиРФот9.09.2017года№ТС945/08«О реализации прав граждан на получение образования народном

языке».
6. Письмо Рособрнадзора от 20 июня 2018 года № 05-192 «О реализации
прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в
общеобразовательных организациях».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2021 №28
«Об утверждении санитарных правилСП2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей, и молодежи».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21,2,1.2.3685-21, Санитарноэпидемиологические правила и нормативы
Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 №
СанПиН 1.2.3685-21,2,1.2.3685-21«Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН1.2.3685-21"Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания".
10. Приказ МинпросвещенияРоссииот20.05.2020№254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность» (в действующей редакции).
11. Устав МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д. Байтемирова» (в
действующей редакции).
12. Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д. Байтемирова», утвержденной
приказом №______________________;
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от12.05.2011 г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности
приведении Федерального образовательного стандарта общего образования».
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
14.12.2015 г. № 09-3564«О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных образовательных программ» (Методические
рекомендации по организации внеурочной деятельности реализации
дополнительных образовательных программ Минобрнауки РФ от
18.08.2017г №09-1672»).
15. Положения «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным
образовательным программам» (утверждена приказом №29/32 от
31.08.2020, принята педагогическим советом школы протокол №1 от
28.08.2020).
16. Рабочей программы воспитания (НОО, ООО, СОО)

МБОУ«Тамазатюбинская СОШ имени А.Д. Байтемирова » (приказа №
____________)
Учебный план МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д.Байтемирова»
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Учебный план МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д.Байтемирова»
обеспечивает исполнение ФГОС НОО, ФГОС ООО и определяет максимальный
объем учебной нагрузки учащихся, состав учебных предметов, распределяет
учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и
учебным предметам.
Учебный план МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д. Байтемирова»
выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие
рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований
к его усвоению, при определении требований к организации образовательного
процесса и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В учебном плане МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д.Байтемирова»
отражены: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам,
предельно допустимая аудиторная нагрузка.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание образования, определенное обязательной частью, обеспечивает
приобщение учащихся к общероссийским культурным и национально-значимым
ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств,
соответствующих требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Обязательная часть учебного плана определяет обязательные предметные
области, состав учебных предметов, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях,
реализующих основную образовательную программу начального общего,
основного общего и среднего общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
образования:
 формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

 готовность учащихся к продолжению образования на последующих
ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным
технологиям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
 личностное развитие учащегося в соответствии с его
индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и
индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогического коллектива. Время, отводимое на данную часть
внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки обучающихся,
используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные,
на внеурочную деятельность, на внеклассные мероприятия. Распределение часов
части, формируемой участниками образовательных отношений, осуществляется на
основании письменных заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1 классы
Образование в начальной общеобразовательной школе является базой,
фундаментом всего последующего обучения. В начальной общеобразовательной
школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа
формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных
мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Первая ступень общего образования обеспечивает познавательную мотивацию и
интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной
деятельности младшего школьника с учителем и одноклассниками, формирует
основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с
обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется
преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации
обучения.
Изучение русского языка и литературного чтения в начальной
общеобразовательной школе направлено на формирование первоначальных
представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации,
как средство общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,

коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке
направлено на формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
При рассмотрении учебного плана по образовательной программе начального
общего образования на родительских собраниях родители (законные
представители) выбрали такие языки: как русский, кумыкский в качестве родных.
Таким образом в данной области изучается родной (русский, кумыкский) язык, и
литературное чтение на родном (русском, кумыкском) языке.
Изучение математики и информатики направлено на развитие
математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения,
обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
учащихся.
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону,
России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено
на развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру.
Учебный предмет «Технология» направлен на формирование опыта как
основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности для практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся.
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции

средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Согласно требованиям ФГОС НОО обязательная часть составляет 80%, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего
объема основной образовательной программы. Для достижения целей основной
образовательной программы МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени
А.Д.Байтемирова» используются возможности учебного плана, внеурочной
деятельности, внеклассной работы (организация классных часов, внеклассных
мероприятий, экскурсий, походов, проектной деятельности, часов общения,
праздников, посещения музеев, библиотек, выставок, подготовка и проведение
научных конференций, концертов, спектаклей, школьные научные общества,
социальные и гражданские акции и т.д.), ресурсы социальных партнёров.
В 2022-2023 учебном году в 1 классах предусмотрено следующее
соотношение:
Часть, формируемаяучастниками образовательных
отношений
Класс Обязательная часть
Из них:
Кол-во
% от
Кол-во
Кол-во
Кол-во
часов
общего
часов
часов часов из внеурочной
учебног
внеклассно объёма
деятельност
о плана
й работы
и

Кол-во
часов

% от
общего
объёма

1

18

80,53

4

3

3

0

19,57

Итого

18

80,53

4

3

3

0

19,57

Обучение будет проводиться в 1 классах по УМК «Школа России».
Освоение образовательной программы начального общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. В первом классе
обучение проводится без фиксации достижений в виде отметок по пятибалльной
шкале и домашних заданий.

Учебный план начального общего образования – 1 класс пятидневная учебная
неделя с изучением родного языка
Учебные предметы

Количество
часов
в
Кла неделю/в год
Предметные области
Всего
ссы
I
Обязательная часть
5/16
Русский язык
5/165
Русский язык и
5
литературное чтение
Литературное чтение
3/99
3/99
Родной язык и
Родной язык
1/33
1/33
литературное чтение (кумыкский)
на родном языке
Литературное чтение на
родном языке
1/33
1/33
(кумыкский)
Иностранный язык Английский язык
Математика и
4/13
Математика
4/132
информатика
2
Обществознание и
Окружающий мир
2/66
2/66
естествознание
Основы
Основы исламской
религиозных
культуры
культур и светской
этики
Музыка
1/33
1/33
Искусство
Изобразительное
1/33
1/33
искусство
Технология
Технология
1/33
1/33
Физическая
Физическая культура*
2/66
2/66
культура
21/6
21/693
Итого
93
Часть, формируемая участниками образовательных отношений**
Количество учебныхнедель- 33.
_____________________________
*третий час реализуется образовательной организацией за счет часов внеурочной
деятельности и/или за счет посещения учащимися спортивных секций.
** реализуется за счет внеурочной деятельности.

2.2. Учебный план начального общего образования – 2-4 классы.
Учебные предметы
Классы

Количество часов в
неделю/в год
Предметные области
I
II
III
IV
Обязательная часть
5/17 5/17
Русский язык
5/170
0
0
Русский язык и
литературное чтение
3/10 3/10
Литературное чтение
3/102
2
2
Родной язык и
Родной язык
2/68 2/68 2/68
литературное чтение (кумыкский)
на родном языке
Литературное чтение на
родном языке
1/34 1/34 1/34
(кумыкский)
Иностранный язык
Английский язык
2/68 2/68 2/68
Математика и
4/13 4/13
Математика
4/136
информатика
6
6
Обществознание и
Окружающий мир
2/68 2/68 2/68
естествознание
Основы
Основы исламской
религиозных
культуры
1/34
культур и светской
этики
Музыка
1/34 1/34 1/34
Искусство
Изобразительное
1/34 1/34 1/34
искусство
Технология
Технология
1/34 1/34 1/34
Физическая
3/10 3/10
Физическая культура
3/102
культура
2
2
25/8 25/8 26/88
Итого
50
50
4
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Литературное чтение
1/34 1/34 Итого
1/34 1/34 Максимально допустимая недельная нагрузка
26/8 26/8 26/88
84
84
4
Количество учебных недель – 34.

Всего

15/510
9/306
6/204
3/102
6/204
12/408
6/204
1/34
3/102
3/102
3/102
9/306
76/258
4
2/68
2/68
78/265
2

2.3. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Основная образовательная программа начального общего образования в I–IV
классах реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с
соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными

организационными механизмами реализации основной образовательной
программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение попериодам обучения учебных предметов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих основную образовательную программу начального общего
образования, и учебное время, отводимоена их изучение по классам (годам)
обучения. К учебным предметам федерального компонента учебного плана
отнесено 12 учебных предметов: Русский язык, Литературное чтение, Родной язык,
Литературное чтение на родном языке, Иностранный язык, Математика,
Окружающий мир, Изобразительное искусство,Технология, Музыка, Физическая
культура, Основы религиозных культур и светской этики.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
реализуется как за счет учебных предметов, так и за счет внеурочной
деятельности.
Часы учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, распределены по учебным предметам за начальный уровень обучения
следующим образом: Литературное чтение

Врамках ОРКСЭ изучается модули «Основы исламской культуры» и
«Основы светской культуры».
2.4. ИспользуемыйУМК «Школа России»
Учебно – методический комплект «Школа России» ориентирован на личностно –
развивающее образование младших школьников. Приоритетным является духовно
– нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлены содержание
учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания. Для
достижения целейразвития личности обучение строится на основе постоянного
пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке.
Обучение на уровне общего начального образования ведется по базовой
образовательной программе с использованием следующего учебно-методического
комплекта (Приложение№1).

3. Основное общее образование (срок освоения -5лет)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5 класс

Изучение предметной области «Русский язык и литература» обеспечит
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального
общения народов России; осознание тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным
ростом; приобщение к российскому литературному наследию и через него – к
сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к
национальным свершениям, традициям и осознание исторической
преемственности поколений; обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами русского речевого этикета; получение знаний о
русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц
и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература»
обеспечит воспитание ценностного отношения к родному языку и родной
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров. При рассмотрении учебного плана по
образовательной программе начального общего образования на родительских
собраниях родители (законные представители) выбрали такие языки: как русский,

кумыкскийв качестве родных. Таким образом в данной области изучается родной
(русский, кумыкский) язык, и литературное чтение на родном (русском,
кумыкском) языке.
Изучение предметной области «Иностранные языки» обеспечит
приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка,
воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту
познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание
тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной
иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо),
необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение
активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
Предметная область «Математика и информатика» обеспечит осознание
значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки; понимание роли информационных процессов в
современном мире; формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления.В результате изучения
предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают
логическое и математическое мышление, получают представление о
математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся
применять математические знания при решении различных задач и оценивать
полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают
математическую интуицию; получают представление об основных
информационных процессах в реальных ситуациях.
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы»
направлено на формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли
окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее
социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими
явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его
среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для

адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем,
формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении
задач в области социальных отношений. При изучении учебных предметов
общественно-научной направленности задача развития и воспитания личности
обучающихся является приоритетной (для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра приоритетной является задача социализации).
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» направлено на воспитание способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; формирование представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли
традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.ОДНКНР введен на основании заявлений родителей (законных
представителей).
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» направлено
на формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей
роли естественных наук и научных исследований в современном мире,
постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного
научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных
задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к
окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее
применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей,
безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости
концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и
эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных
измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно
обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе
учебных задач.
Изучение предметной области «Искусство» направлено на осознание
значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления
обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов,
сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность
взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение

художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей
обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и
ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и
приумножению.
Изучение учебного предмета «Технология» направлено на развитие
инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и
проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических
аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать
экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать
экологическое мышление в разных формах деятельности.
Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на физическое, эмоциональное, интеллектуальное
и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической,
общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование
и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости
современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами
современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности
экологического качества окружающей среды как естественной основы
безопасности жизни; понимание роли государства и действующего
законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной
динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической
подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в
физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; установление связей
между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных
областей. Третий час учебного предмета «Физическая культура» засчитывается за
счет внеурочной деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогического коллектива МБОУ
«Тамазатюбинская СОШ имени А.Д. Байтемирова». Часы части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений, распределяются с учетом
мнения родителей (законных представителей) обучающихся, выраженного в
письменных заявлениях.
Согласно требованиям ФГОС ООО обязательная часть составляет 70%, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего
объема основной образовательной программы. Для достижения целей основной
образовательной программы МБОУ «Тамазатюбинская СОШ имени А.Д.
Байтемирова» используются возможности учебного плана, внеурочной

деятельности. В рамках внеурочной деятельности на внеурочные занятия отведено
в 5 классе 2 часа.
В 2022-2023 учебном году в 5 классе предусмотрено следующее
соотношение:

Кла
сс

5

Часть, формируемаяучастниками образовательных
отношений

Обязательная
часть

Из них:

% от Кол-во Кол-во часов Кол-во часов
Кол-во
общего часов из учебного внеурочной
часов
объёма
плана
деятельности
28

71

4

4

% от общего
объёма

2

29

Освоение образовательной программы основного общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Формой проведения
промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана 5
класса является выведение годовых отметок успеваемости на основе четвертных
отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего
учебного года.
Контрольно-измерительные материалы по каждому предмету
разрабатываются учителем, и фиксируются в рабочих программах по учебному
предмету.

Учебный план 5 класса

Предметные
области

Учебные предметы

Количество
часов в
неделю
5 класс

Форма
промежуто
чной
аттестации

Обязательная часть
5\170

Контрольна
я работа

Русский язык и
литература

Русский язык
Литература

3\103

Зачет

Родной язык и

Родной язык

1\34

Контрольна

я работа
родная литература

(кумыкский, русский)
Родная литература

1\34

Зачет

3\103

Зачет

5\170

Контрольна
я работа

2\68

Тест

1\34

Тест

(кумыкский, русский)
Иностранные языки

Математика и
информатика

Иностранный язык
(английский)
Математика
Информатика
История

Общественнонаучные предметы

Обществознание
География

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Контрольна
я работа

Основы духовнонравственной культуры
народов России
Биология

1\34

Тест

1\34

Творческое
задание

1\34

Творческое
задание

2\68

Творческое
задание

2\68

Сдача
нормативов

Естественно-научные
Физика
предметы
Химия
Изобразительное искусство
Искусство
Музыка
Технология

Технология

Физическая культура
и основы
безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

Итого:

Основы безопасности
жизнедеятельности
28\952

Часть, формируемая участниками образовательных отношен
Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Основыдуховно–
нравственной культуры

Родной язык и
родная литература

Родной язык

Общественнонаучная область

Финансовая грамотность

Физическая культура
и ОБЖ

Физическая культура

1\34

1\34
1\34
1\34

Максимально допустимая недельная нагрузка:

32\1020

Количество учебных недель- 34.

3.2. Учебный план основного общего образования- 6-9 классы.
Учебные предметы
Предметные
области

Количество часов
в неделю/год
5
6
7
класс класс класс

8
класс

9
класс

Русский язык

6/204

4/136

3/102

3/102

12/408

Литература

3/102

2/68

2/68

3/102

5/170

2/68

2/68

2/68

1/34

5/170

1/34

1/34

1/34

1/34

4/136

Английский язык

3/102

3/102

3/102

3/102

12/340

Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География

5/170
-

3/102
2/68
1/34

3/102
2/68
1/34

3/102
2/68
1/34

5/170
9/204
6/204
3/102

2/68

2/68

2/68

2/68

10/340

1/34
1/34

1/34
2/68

1/34
2/68

1/34
2/68

4/136
8/272

Классы

Всего

Обязательная часть
Русский
язык
и литература
Родной язык
и родная
литература
Иностранные
языки
Математика
и
информатика
Общественно
-научные
предметы

Родной язык
(кумыкский)
Родная литература

Естественнонаучные
предметы
Искусство
Технология
Физическая
культура и
ОБЖ

Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
Основы
безопасности
жизнедеятельности.

1/34
1/34

2/68
1/34
1/34

2/68
2/68
2/68
1/34

2/68
2/68
2/68
-

5/170
4/136
8/272
4/136

1/34

1/34

-

-

3/102

2/68
3/102

2/68
3/102

1/34
3/102

3/102

3/102
10/340

-

-

1/34

1/34

2/68

32/10 33/112 34/11 32/10
131/4454
Итого
88
2
56
88
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Финансовая
1
1
грамотность
.....
Биология
1
….
География
1
КТНД
1
1
Обществознание
1
….
Родной язык
1
Технология
1
Итого
1/34
2/68
2/68
4/136 9/306
Максимально допустимая
33/11 35/119 36/12 36/12
140/4760
недельная нагрузка
22
0
24
24
Количество учебных недель- 34.
3.3. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий
объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план образовательной организации предусматривает возможность
введения
учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы
обучающихся.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
сограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием
самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемойучастниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных
предметных
областей
для
имеющей
государственную
аккредитацию
образовательнойорганизации,
реализующей
образовательную
программу
основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее –предметная область ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего
образованияобеспечиваетзнание основных норм морали, культурных
традицийнародов России, формирование представлений об исторической роли
традиционныхрелигий и гражданского общества в становлении российской
государственности. Предметная область ОДНКНР является логическим
продолжением предметной области(учебного предмета) ОРКСЭ.
3.4. Используемый УМК «Школа России»
Учебно – методический комплект «Школа России» ориентирован на
личностно – развивающее образование школьников.
Обучение в V-IX классах ведется по базовым государственным образовательным
программам в соответствии с требованиями ФГОС с использованием учебнометодических комплектов, рассмотренных на МО (Приложение №2).
4. Среднее общее образование (срок освоения -2 года)
Количество часов в неделю
Предметная
область

Учебные предметы

Х класс

ХIкласс

Базовый
уровень

Базовый
уровень

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Русский язык

1/34

1/34

2/68

Литература

3/102

3/102

6/204

Родной язык и
родная литература

Родной язык

1/34

1/34

2/68

Родная литература

1/34

1/34

2/68

Иностранные языки

Английский язык

3/102

3/102

6/204

2/68

2/68

4/136

Общественные науки История или Россия в
мире

Обществознание

2/68

2/68

4/136

Математика и
информатика

Математика

4/136

4/136

8/272

Естественные науки

Астрономия

1/34

-

1/34

Физическая
Физическая культура
культура, экология и
основы безопасности Основы безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Экология

3/102

3/102

6/204

1/34

1/34

2/68

-

1/34

1/34

Итого

22/748

22/748

44/1496

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Индивидуальный проект

1/34

1/34

2/68

Общественные науки География

2/68

-

2/68

Экономика

-

1/34

1/34

Право

-

1/34

1/34

Математика и
информатика

Информатика

1/34

1/34

2/68

Естественные науки

Физика

2/68

2/68

4/136

Химия

1/34

1/34

2/68

Биология

1/34

1/34

2/68

7/238

7/238

14/476

Русский язык

2

2

Математика

1

1

Биология

1

1

Химия

1

1

КТНД

1

1

Технология

1

1

Иностранные языки

Второй иностранный
язык *

Предметы и курсы по выбору

4.2 Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС СОО

Учебный план образовательной организации для 10-11 классовреализует модель
универсального (непрофильного) обучения, который обеспечивает выпускникам
гарантии получения образования, соответствующего базовому уровню
федерального государственного образовательного стандарта по всем предметам.
Учебный план для 10-11 классов составлен на основе ФГОС среднего общего
образования.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для имеющей государственную аккредитацию
образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающегореализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей (законныхпредставителей), педагогического коллектива
образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
реализуется как за счет учебных предметов, так и за счет внеурочной
деятельности.
Часы учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, распределены по учебным предметам за средний уровень обучения
следующим образом :русский язык, математика, биология, химия, КТНД,
технология.
4.3. Внеурочная деятельность
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся при получении начального общего образования с учетом интересов
обучающихся и возможностей образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитываетсяпри определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора
занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии,кружки,
секции, посещение театров, конференции, олимпиады, соревнования,
общественнополезные практики.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно–оздоровительное, духовно – нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное). Обучающиеся могут выбрать любой
модуль внеурочной деятельности
4.4.Используемый УМК «Школа России
Учебно – методический комплект «Школа России» ориентирован на
личностно – развивающее образование школьников. Обучение в 10-11 классах
ведется по базовым государственным образовательнымпрограммам в соответствии

с требованиями ФГОС с использованием учебно-методических комплектов,
рассмотренных на МО (Приложение №3).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(988)780-66-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».